Напомним, что 3 апреля фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему — «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры». В работе форума приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных исполнительных органов власти, общественных организаций. Ниже публикуются итоговые рекомендации круглого стола.
3 апреля 2023 года
Участники «Круглого стола» рекомендуют
Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации:
1. Вернуться к рассмотрению проекта федерального закона «Об образовании для всех», отклоненного по требованию Правительства фракцией «Единая Россия».
2. В ускоренном порядке рассмотреть и поддержать блок законопроектов, подготовленных в рамках стратегии «Образование – для всех» депутатами фракции КПРФ, в том числе направленных на повышение статуса педагогических работников, увеличение студенческих стипендий, регулирование возможности электронного обучения и др.
3. Поддержать следующие концептуальные предложения стратегии «Образование – для всех» и подготовленных на ее основе законопроектов:
– обеспечение равных образовательных возможностей гражданам России независимо от материального и социального положения. Высококачественное образование – для всех;
– повышение доли финансирования отечественного образования в течение пяти лет не менее чем до 7 % от ВВП, т.е. примерно вдвое;
– повышение доли финансирования высшего образования в течение пяти лет не менее чем до 7 % от расходной части федерального бюджета, т.е. примерно втрое;
– дебюрократизация системы образования, в том числе радикальное снижение отчетности и проверочных процедур, а также введение выборности руководителей образовательных организаций их коллективами. Отмена п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ в части права учредителей увольнять руководителей образовательных организаций без объяснения причин;
– прекращение так называемой оптимизации учебных заведений, закрытие и (или) реорганизация учебного заведения должны быть согласованы с законодательным органом соответствующего уровня (Государственной Думой ФС РФ, Законодательным собранием региона, представительным органом местного самоуправления);
– поддержка государством с помощью налоговых льгот, грантов и других мер всех средств массовой информации, реализующих образовательные программы и (или) осуществляющих просветительскую деятельность;
– введение специальной категории высших учебных заведений «Электронный университет»;
– повышение базовых окладов педагогических работников не менее чем до 70 % от средней заработной платы по региону и по Российской Федерации в целом (в настоящее время в большинстве регионов эти оклады не достигают прожиточного минимума);
– установление средней заработной платы педагогических работников:
дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования детей – не ниже средней заработной платы по региону и по Российской Федерации в целом за одну ставку,
среднего профессионального образования – не ниже полутора средних размеров заработной платы по региону и по Российской Федерации в целом за одну ставку,
высших учебных заведений – не ниже двух средних размеров заработной платы по региону и по Российской Федерации в целом за одну ставку;
– восстановление в полном объеме системы досрочных пенсий для педагогов, работающих с детьми, независимо от педагогических специальностей, организационно-правовых форм и наименований образовательных организаций;
– увеличение количества бюджетных мест для студентов высших учебных заведений до советского уровня – 220 студентов на 10 000 населения (в настоящее время менее 130 студентов);
– обеспечение студентов из семей с доходами ниже двух прожиточных минимумов на человека социальными стипендиями на уровне одного прожиточного минимума трудоспособного населения;
– повышение академических стипендий для студентов до советского уровня:
в высших учебных заведениях – не менее 80 % от прожиточного минимума (в настоящее время 14 %),
в средних специальных учебных заведениях – 60 % от прожиточного минимума (в настоящее время около 5 %);
– финансирование сельской школы по потребности, независимо от количества учеников;
– запрет на ликвидацию и (или) реорганизацию сельской школы без согласия схода граждан;
– восстановление для сельских педагогов в полном объеме:
25-процентной надбавки к заработной плате,
компенсации затрат на жилье и коммунальные услуги;
– массовое распространение опыта школ здоровья и современных здоровьесберегающих технологий;
– обеспечение бесплатным горячим питанием всех детей в школах и в системе профессионального образования;
– обеспечение реальных возможностей получения бесплатно дополнительного образования всеми детьми, в том числе, в соответствии с Указом Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года, не менее чем для 50 % детей – за счет федерального бюджета;
– запрет на ликвидацию и (или) реорганизацию коррекционных школ и детских садов без согласия общего собрания родителей. Развитие инклюзивного образования исключительно на добровольной основе.
Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
– при формировании бюджетов исходить из признания образования одним из главных приоритетов государственной политики в субъектах РФ;
– максимально использовать возможности введения дополнительных социальных гарантий для педагогов, детей и студентов.
Средствам массовой информации:
организовать серию дискуссий по вопросам образовательной политики и стратегии «Образование – для всех» с участием представителей исполнительной власти, фракций Государственной Думы, профсоюзных, родительских и иных общественных объединений, а также независимых экспертов.