Уважаемые участники конференции! Уважаемые товарищи и друзья, представители дружеских стран!
Мы все сегодня видим как динамично меняется мир. Дряхлеющий капитализм явно теряет почву под ногами. Даже самые отъявленные либералы заявляют, что капитализм зашел в тупик. И здесь они правы, с ними можно согласиться. Чтобы сохранить свои доминирующие позиции, не будучи способным предоставить миру разумную альтернативу, коллективный Запад использует силовые методы — сколачивает военные союзы, проводит политику санкций, организовывает и провоцирует военные столкновения, в том числе и на Украине, занимается терроризмом, угрожает каждому, кто мешает ему быть мировым гегемоном или хотя бы пытается это сделать.
В попытках сохранить свои позиции капитализм использует, если можно так сказать, и мирные методы. Мимикрирует, приспосабливается, рядится в дырявые одежки империалистического глобализма, заявляя о себе глобальными коммуникациями, мировым хозяйством и всеобщей экологической взаимозависимостью, пренебрегая при этом национальным суверенитетом, границами, традициями, культурой стран и народов. Народы планеты включаются в противоречивые процессы, цель которых скрыть истинный смысл материалистического понимания истории. Суть происходящего еще много лет назад раскрыл Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», сказав, что «материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в философии, а в экономике соответствующей эпохи».
Именно поэтому всякие искусственные идеи, идущие вразрез с объективными законами развитием общества, неизбежно будут посрамлены. Глобализация в той форме, которую предлагает Запад, не способна разрешить главное противоречие капитализма – антагонистическое, непримиримое противоречие между трудом и капиталом. Правильное определение этой проблемы имеет, как теоретическое, так и практическое значение.
В этой связи необходимо заметить, что советская модель социального обустройства общества являлась также глобальным явлением. Ее история была существенной частью глобализационного процесса в ХХ веке. Ситуация в мире в целом формировались советским опытом, и сегодня эта ситуация испытывает влияние долгосрочных его последствий. Гуманистические и демократические идеи советской глобализации — народовластие, приверженность дружбе и мира между народами, уважение их культуры и национальных традиций, языка, государственного суверенитета, взаимное обогащение всеми достижениями, взаимопомощь в обустройстве общества, гарантированное обеспечение основных прав человека на труд, образование, жилище – вот тот далеко не полный перечень базовых принципов социализма, на которых строилась советская глобализация.
Социализм – это понятие, которое формировалось как учение о создании справедливого общества, где нет эксплуатации, угнетения и принуждения, где все свободно трудятся на благо общества и имеют от общества все необходимые блага для жизни на основании общественного закона. Все это воспринималось как форма организации общества, реализация которой позволила отсталой и разоренной стране с безграмотным, нищим населением за короткий исторический срок превратится в могучую державу с передовой промышленностью, сельским хозяйством, наукой, культурой, решившей целый комплекс сложных социальных задач. Именно в возрождении этих базовых принципов и состоит альтернатива нынешней капиталистической глобализации, вырождающейся в откровенный фашизм.
Но возможна ли реализация такой альтернативы в нынешних условиях и, если возможна, то в каком масштабе? Могут ли уживаться капиталистические формы правления с социалистическими принципами и наоборот? Если «реальный социализм» исчерпал перспективу своего развития, значит ли это, что социализм как теория и идеология остался в прошлом и может ассоциироваться лишь с минувшей эпохой?
Исходя из анализа современного мирового коммунистического и рабочего движения, реализация базовых положений социализма в ХХI веке в полном объеме вряд ли возможна. И в первую очередь потому, что, к сожалению, сегодня многие коммунистические партии поражены оппортунистической бациллой социал-демократии, дезориентируя рабочих возможностью прихода к власти посредством демократических процедур избирательного права, увлекшись, как говорил Маркс, «парламентским кретинизмом». Такая позиция коммунистов отражается и на рабочем движении, выступающим практически исключительно с экономическими требованиями улучшения своего материального положения. Один из ярких примеров этого – выступление трудящихся Франции против пенсионного закона.
Однако это никоим образом не сказывается на живучести идей социализма. Они проявляют себя в различных многочисленных формах. Одна из них — концепция «демократического социализма», родившаяся в середине прошлого века и являющаяся идеологией многих социал-демократических партий западных стран, в том числе и в России.
По мнению социал-демократов, для социалистов главное — расширение свободы индивидуума на основе социальной обеспеченности и постоянно растущего благосостояния. Необходимым условием этого является использование институтов демократии, свободного рынка, института частной собственности и т.д. Т.е., если исходить из марксистского понимания социализма, данная теория является ни чем иным, как завуалированной защитой интересов буржуазии в привлекательной для рабочих упаковке улучшения их материального положения.
Большую популярность в западных странах приобрела и теория «общественного благоденствия» Карла Мюрдаля, опирающаяся на государственный (общественный) сектор экономики, на централизованное планирование, страхование и т.п. Некоторые ее положения до сих пор остаются актуальными и коррелируют с концепцией «государственного капитализма», которая подтверждается практикой некоторых, как развитых, так и развивающихся государств.
Резюмируя в этой части, можно сделать вывод о том, что в развитых странах некоторые признаки социализма, такие как государственное планирование, страхование, государственные предприятия, институты социальной поддержки граждан сосуществуют с принципами либерализма. И страны «демократического социализма», и страны исповедующие теорию «общественного благоденствия» очевидно будут превалировать в ХХI веке по сравнению с другими странами, пытающимися внедрить в идеологию и практику государственного строительства социалистические ценности.
И все же вектор мирового развития связан с углублением кризиса капитализма, способного привести к тектоническим сдвигам в пользу идей социализма. Об этом говорит практика стран, строящих социализм, а также государств, недавно вступивших на социалистический путь развития общества, которые демонстрируют возможность сочетания социалистических элементов с капиталистическими принципами в экономике, преследуя прогрессивные преобразования общества в интересах его большинства.
Жизнеспособность социализма в современном мире в условиях глобализации можно видеть на примере Китая. На сегодняшний день социализм в Китае проявляется в политической сфере и в области государственной социальной политики. Социализм остается идеологией Коммунистической партии Китая и цементирующей базой общества. Власть концентрирует государственную мощь на реализации выверенной стратегии социалистического развития Китая.
Экономика страны стала второй экономикой мира. Успехи Китая имеют важное значение для всех стран и народов. Опыт Китая приобретает всё более универсальный характер.
Идея модернизации по-китайски стала важной теоретической новацией XX Всекитайского съезда КПК. Она обобщает достижения КНР, демонстрируя преимущества социализма, приводящие к изменению расстановки сил в масштабах планеты. Китайская модель развития оказывает возрастающее влияние на ход мировой истории. Сегодня Китайская Народная Республика сдвигает мировое развитие в пользу социализма.
Социалистического пути развития придерживаются народы Вьетнама, КНДР, Лаоса и некоторых других стран Азии, демонстрируя завидные для России успехи.
Социалистические преобразования при смешанной экономике произошли и в ряде Латиноамериканских государств, в том числе в Венесуэле с приходом к власти У. Чавеса, в Никарагуа, в Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Сальвадоре, Боливии.
Куба — первая на американском континенте страна, которая стала на путь строительства социализма.
Народная власть на Кубе во главе с Ф. Кастро сделала очень много для своего народа. А это при строительстве социализма исключительно важно. Страна полностью обеспечивает себя продуктами питания. Развита система социального обеспечения. На Кубе нет брошенных детей. Каждый седьмой работающий кубинец имеет высшее образование. Уровень обязательного школьного среднего образования составляет 11 классов.
Интересен и опыт Белоруссии, как единственной страны, которая после распада СССР сохранила свою независимость, производственный потенциал и на этой основе обеспечивает поступательное развитие экономики и общества.
К признакам социализма в Белоруссии следует отнести государственную собственность на основные средства производства, планомерную систему хозяйствования, политику власти на повышение благосостояние народа, действие принципа распределения по труду и др. Все эти признаки социализма позволили белорусской экономике за последние четверть века развиваться практически без кризисов, существенно повысить уровень и качество жизни большинства трудящихся с высокой социальной защитой, лучшей медициной, лучшим образованием, бесплатным или по льготным ценам жильем, низкими тарифами на ЖКХ, безопасностью граждан. Все эти достижения можно замалчивать, но их нельзя отрицать.
Даже из этого краткого обзора мы видим, что востребованность социалистических идей в современном мире не снижается. Интерес к социализму в мире растет. Это дает основание предполагать, что эти идеи будут завоевывать все больше сторонников среди людей всех континентов в ХХI веке. Почему? Прежде всего потому, что это общественно-экономическая система, в основе которой лежит идея равенства и социальной справедливости. В ней нет господ, обладающих властью эксплуатировать зависимых от них людей. Социализм – это не выдумка кого-то. Социализм, коммунизм не придумал Маркс или Ленин. Идеи социализма присущи самой природе человека. Человек всегда стремился и стремится к справедливости.
В то же время надо отметить, что развитие и практическое применение идей социализма не происходило и не происходит исключительно в русле марксистской теории. Если на первых этапах становления социалистических обществ XX века политические лидеры опирались на маркистско-ленинский подход, то впоследствии социалистическая идеология в той или иной стране наполнялась собственным содержанием, где наиболее явно просматривались национальные черты, отражающие культурную, религиозную, историко-политическую специфику каждой страны и взгляды ее лидеров. В этом проявляется диалектика вектора социалистических преобразований с сохранением главной их цели – освобождения человека от угнетения и эксплуатации.
Заключая, отмечу, что единственной альтернативой капитализму для выживания человечества является социализм с его гуманистическими идеями народовластия и социальной справедливости, за которыми неизбежно будущее.
Человек за свою историю научился летать как птица, плавать как рыбы, научился даже создавать умные машины, которые способны самообучаться, которые мы называем искусственным интеллектом. Единственное чему он не смог научиться сих пор – жить по-человечески. Именно это сегодня стоит в повестке дня его выживания: или он сумет избрать для себя социализм, а, следовательно, и жить по-человечески, или он погибнет в ядерном пожаре, который спровоцирует выживший из ума капитализм.
Председатель ЦС РУСО, д.т.н. И.И. Никитчук